...

Педагог и музыкальный руководитель:

вопросы сотрудничества и сотворчества

 

Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

4. Организация педагогических совещаний

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

 

Воспитатель детского сада

Музыкальный руководитель

Диагностические задачи

 

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса

детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие

дошкольника

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса

детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском

саду педагогических условий

на музыкальное воспитание

и развитие дошкольника

Задачи педагогического проектирования образовательного процесса

6. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности

музыкального руководителя.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.

9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждении

6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей

и интересов.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга,

совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка

Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

- увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

 

Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ

Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и муз. рук-ля

Формы сотрудничества и сотворчества

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности

Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ

Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии

Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка

4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника

Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения

5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду

Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития

6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов

Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции

7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности

Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка

8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности

Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ, совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей.

9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников



Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей 

Насколько активно воспитатели дет­ского сада участвуют в музыкальном вос­питании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкаль­ном занятии — с целью поддержания дис­циплины. А некоторые не считают нуж­ным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность му­зыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процес­са музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспиты­вая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо пони­мать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, мето­дическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

 

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1.     Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2.     Слушание музыки

3.     Пение и песенное творчество -

4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

5.     Танец

6.     Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.     Воспитатель сидит с безучастным видом

2.     Воспитатель перебивает исполнение

3.     Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4.     Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

1.     От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.     От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3.     От программного  материала: в зависимости новый или старый материал

 

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

1.     Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2.     При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3.     Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4.     Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте

5.     Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми

6.     Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7.     Знает  приемы кукловождения

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

 

Педагогу-воспитателю необходимо:

  •  Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
  • Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
  • Оказывать помощь музыкальному ру­ководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выпол­нения движений.
  • Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсут­ствия музыкального руководителя.
  • Разучивать движения с отстающими детьми.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с по­мощью технических средств.
  • Развивать музыкальные умения и на­выки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
  • Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инстру­ментах (металлофоне, тембровых коло­кольчиках, деревянных ложках и др.).
  • Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
  •  Учитывать индивидуальные возмож­ности и способности каждого ребенка.
  •  Развивать самостоятельность, иници­ативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной худо­жественной деятельности.
  • Создавать проблемные ситуации, ак­тивизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
  • Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
  • Использовать имеющиеся у детей му­зыкальные умения и навыки на заня­тиях по другим видам деятельности.
  •  Включать музыкальное сопровожде­ние в организацию занятий и режимных моментов.
  • Принимать непосредственное уча­стие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выяв­лению музыкальных умений и навы­ков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.Принимать активное участие в подго­товке и проведении праздников, раз­влечений, музыкальных досугов, ку­кольных спектаклей.
  • Готовить тематические подборки поэ­тического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
  • Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально­го зала для праздников и развлечений.
  • Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным на музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его ак­тивного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

 

Слушание музыки:

  • Личным примером воспитывает у де­тей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
  • Следит за дисциплиной;
  • Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методиче­ского материала.

Распевание, пение:

  • Не участвует во время быстрых опро­сных упражнений;
  • В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
  • Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
  • Поддерживает пением при исполне­нии знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
  • При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
  • Не поет с детьми при самостоятель­ном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движе­ния и игры:

  • Участвует в показе всех видов дви­жений, давая соответствующие рекомендации детям;
  • Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —упражнения на развитие творческой активности детей);
  • Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети испол­няют самостоятельно;
  • Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
  •  Разъясняет и контролирует выполне­ние условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
  • Берет одну из ролей в сюжетной игре;
  • Наблюдает за дисциплиной на протя­жении всего музыкального занятия
Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада
Все для оформления музыкального уголка
Создание музыкальной предметно-развивающ
Microsoft Power Point Presentation 4.3 MB

 

http://www.musical-sad.ru/load/publikacii_avtorov/teksty/nagljadnost_na_muzykalnom_zanjatii/22-1-0-1916 Статья по наглядности, опубликованная мною на сайте "Музыкальный сад"

Видео для слушания музыки
7.Слушание Мажор Моцарт.wmv
Windows Media video format 2.3 MB